Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня.
Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение - специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску - она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.
Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos - сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии - хромолитография (от греч. chromos - цвет) с нескольких камней или пластин (т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).
Литография - одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно - в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное - позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное техническое воспроизведение священной книги Корана.
Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность - потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование - в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.
В 1-ой
половине XIX в. литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже - О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во 2-й
половине XIX в. появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников - И. Шишкин в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX в. литографическая техника использовалась, прежде всего, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х
гг. рождается оригинальная литография - художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля и т. п.
В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева
, М. Добужинский, П. Кузнецов.
В эпоху авангарда, в 1910-е
годы литография нашла широкое применение в изданиях поэтов - кубофутуристов. В это время широкое распространение получили литографированные книги, которые иллюстрировались выдающимися авангардистами А. Лентуловым, Н. Гончаровой, О. Розановой, М. Ларионовым.
В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.
Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.
Отличие офорта от гравюры и получил лучший ответ
Ответ от Пользователь удален[эксперт]
Наиболее распространённой в графике является техника гравюры, то есть печатание оттиска с рисунка, вырезанного на печатной форме из определённого материала. Отсюда и разновидность графики: литография (печатная форма изготовляется из камня) , офорт (из металла) , ксилография (из дерева) , линогравюра (из линолеума) .
Гравюра позволяет размножать одинаковые изображения. Наиболее доступным и удобным материалом для гравюры является линолеум. Для работы можно использовать любой линолеум, лишь бы он поддавался резьбе. Линогравюра – чрезвычайно интересный вид творчества. Изображения, выполненные такой техникой, четкие и выразительные.
Основной принцип офорта, отличающий его от гравюры, заключается в том, что прорезывание линий металлическими инструментами сопровождается и усиливается травлением кислотой. Согретую доску покрывают тонким слоем грунта, особого лака (для его изготовления существуют разные рецепты – обычно в него входит смесь воска, смолы, асфальта) , который не разъедается кислотой. После этого доска слегка коптится. На этом темном фоне художник рисует различными острыми иглами, освобождая те линии-углубления, которые потом протравливаются до желаемой глубины. Поправки и ретуши здесь очень легки – достаточно только покрыть лаком неправильные и ненужные линии. Кислота выедает свободную от лака поверхность доски тем сильнее, чем дольше продолжается процесс травления.
Ответ от АлЕкСа
[гуру]
может ты и скажешь?
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Отличие офорта от гравюры
Офорт представляет собой своеобразный вид гравировки на металле и техники станковой глубокопечатной графики. В процессе изготовления гравюр поверхность металлических пластин протравливается кислотами.
Название этого способа — офорт — происходит от слов » eau forte», что в переводе с французского означает » сильная» или » крепкая вода» — так называлась в те времена азотная кислота.
Гравирование по металлу в традиционной манере занимало массу времени. Для того,чтобы сделать одну страницу, мастеру требовалось несколько недель, а то и месяцев. Вот почему художники — граверы все время искали способы упрощения техники для облегчения этого трудного дела.
Первые образцы офортов датируются 1501 — 1507 годами. Их автором стал Даниэль Хопфер. Спустя несколько лет гравер из Швейцарии Урс Граф сделал несколько офортов, и именно его впоследствии стали считать родоначальником данной техники.
В 1515 — 1518 годах Альбрехт Дюрер, владевший искусством офорта в совершенстве, создал шесть известных рисунков на металлических досках, одним из которых является изображение пушки на фоне живописной природы.
Основой техники изготовления офорта является нанесение на пластину из металла специального лака, который выдерживает воздействие кислот. Сверху лака с помощью остро отточенных инструментов мастер процарапывает изображение гравюры.
После этой процедуры металлическая пластинка обрабатывается кислотой, которая вытравливает рисунок на металле. Далее остатки лака счищаются с поверхности пластины.
Делать это было значительно легче, чем резать глубокие штрихи штихелем. Затем по краям пластины делали невысокий бортик из воска, чтобы получи лось корытце. В него наливали крепкий раствор азотной кислоты. Там, где игла соскребала с металла лак, кислота протравливала штрихи рисунка. Затем форму отчищали и печатали обычным способом.
В процессе печатания иллюстрации краска наносится на пластину, и задерживается исключительно в протравленных углублениях. На бумаге же остается яркий, точный оттиск — и именно поэтому офорт является видом глубокой печати.
Валерант Вайлант. Гравюра в технике меццо — тинто.Искусство изготовления металлических гравюр в технике офорта возникло еще в начале XVI века. Многие известные художники — живописцы работали в технике офорта. Среди них можно назвать следующих:
Альбрехт Дюрер » Адам и Ева» . Гравюра (1504 год).Этими способами нанесения рисунка на металлическую поверхность продолжают пользоваться многие художники и по сей день. Изображения, выполненные в технике офорта, отличаются изяществом и особенной стилистикой, которая так ценится многими поклонниками офорта. Картины некоторых современных художников, выполненные в технике офорта, станут настоящим украшением .
Техника офорта характеризуется значительной сложностью и разнообразием изобразительных приемов и манер. Так, среди самых известных и распространенных офортных манер можно назвать следующие:
Гравюра - вид графического искусства (графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. Классифицируются таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в техниках высокой и глубокой печати.
Оттиски гравюры получают с «досок» (печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с рельефных поверхностей, в цветной гравюре - нескольких досок. Каждый оттиск считается авторским произведением (даже если доску вырезал гравер по рисунку художника). Иногда литографию и шелкографию ошибочно относят к гравюре.
Гравюра возникла в Европе в средние века. Интерес к ней существенно возрастает в начале эпохи Возрождения, так как она давала возможность легко тиражировать различные изображения. В России интерес к гравюре возник в первой половине XVIII века, когда гравюра являлась своеобразным орудием пропаганды и агитации для прославления России. Обычно на гравюрах воспроизводятся сюжеты уже написанных картин.
В зависимости от способа получения оттиска, выделяют «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае, краска наносится на поверхность с плоскости доски, а во втором - из углублений штрихов.
В зависимости от материала печатной формы, гравюры делятся на гравюры на металле, линогравюры, ксилографию, гравюры на картоне, воске и т. п.
Форма гравюры на металле, в зависимости от способа обработки, подразделяется на следующие виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.
Автогравюра - гравюра, в которой печатная форма выполняется самим художником - автором рисунка, с которого делается оттиск.
Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.
Чтобы получить литографический оттиск, на отшлифованную поверхность литографского камня наносят рисунок специальными жиросодержащими материалами - литографским карандашом (особым жирным мелком) или литографской тушью. Затем рисунок слегка протравливают слабым раствором азотной кислоты с небольшими добавками. Теперь, если увлажнить камень и накатать на него жирную печатную краску, она пристанет в местах, где был рисунок. Обработанные же кислотой и принявшие влагу пробельные участки будут отталкивать жиpнyю краску.
Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.
Широко распространена цветная литография. В это случае, для каждого цвета рисунок выполняется на отдельном камне. Оттиски на бумаге делаются последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков: от светлых тонов к темным.
Олеография - вид цветной литографии, применявшейся для воспроизведения масляной живописи. Был распространен во второй половине XIX века. Для большего сходства с живописными произведениями типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков.
Конечно, различать эти техники должны лишь художники. Но, согласитесь, иногда приятно блеснуть эрудицией в разговоре. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.
Основным признаком литографского оттиска является отсутствие всякого натиска во всех элементах изображения. Краска лежит ровным слоем на поверхности бумаги.
В местах листа за пределами камня бумага обладает присущей ей фактурой, в местах же, соприкасавшихся с камнем, ее поверхность выровнена от давления рейбера (рейбер - это заостренный снизу длинный брусок в литографском печатном станке, прижимающий бумагу к камню, когда камень с наложенной на него бумагой протаскивается под рейбером).
В очень редких случаях натиск, похожий на натиск в гравюрах на металле, может быть на оттиске с литографии на алюминиевой или цинковой пластине (альгграфии), сделанном на офортном или каком-либо другом станке.
Но эти два случая - исключение, а вообще в литографии, как мы уже сказали, никакого натиска не бывает.
Для литографий, сделанных карандашом на корнованном камне, характерны штрихи, состоящие из мелких точек неправильной формы, нерегулярных и разной величины.
В старых литографиях было мелкое ровное зернение, на котором рисунок делался с плавными тональными переходами, достигаемыми равномерной тушевкой карандашом. Часто видна работа иглой, ослабляющая тон в нужных местах рисунка.
Техника выскребания по асфальту хорошо отличима от других техник белым рисунком по черному фону. Тональность образуется тоже из точек, по форме похожих на точки в карандашной литографии, но белых на черном.
Работа иглой носит не вспомогательный характер, как в предыдущем случае, а определяющий изображение.
Литография на гладком камне почти ничем по виду не отличается от рисунков пером, кистью или каким-либо другим способом, но без затеков и неровностей о красочном слое, характерных для этих рисунков. На литографском же оттиске мы видим ровную поверхность краски с типичным для литографии отсутствием всякого натиска на бумагу и на краску.
С 40-х гг. 19 в. литографии нередко раскрашивали акварелью.
Тиражи часто печатали с перевода на другой камень, что сохраняло оригинальный камень и давало возможность сразу печатать с нескольких камней. С переводов обычно осуществляли переиздания.
После изобретения нового способа Фирменом Жило стали делать переводы литографии на цинк. Такие переводы ставили в одну печатную форму с набором, что облегчало и удешевляло процесс печатания. Переводы эти, или, как их называли, жилотажи, издавались и отдельными листами в сериях и, так же как литографии, раскрашивались акварелью.
Примером такого рода изданий может быть серия Гаварни «Маски и лица». Первое издание печаталось с оригинальных камней, второе - с перевода на гладкий камень и третье - с жилотажей. Все три издания были раскрашены акварелью.
Переводы с оригинального камня на другой камень и тем более на цинк влекли за собой, конечно, некоторые утраты в рисунке. Поэтому художники, делающие литографии для перевода на цинк, специально огрубляли свою работу, чтобы в конечном итоге при переводе рисунок не терял свои детали. Так поступал, например, Делакруа, делая оригиналы для журнальных жилотажей.
Цинкографские переводы с литографий отличаются от литографий типичным для высокой печати натиском и характерной для травленой формы округленностью печатающих элементов. Штрихи же имеют неровные края от подтравок (см. ниже о цинкографии).
Позднее литография в свою очередь использовалась для печати с камня переводов гравюр на металле и ксилографии, о чем говорилось выше. Такие оттиски определяются уже названными признаками литографии при стилистике той или иной гравюрной техники.
В конце 19 в. литография стала широко употребляться для репродуцирования в цвете произведений живописи и цветной графики. Это так называемые хромолитографии, в процессе изготовления которых использовали большое количество камней, передающих множество оттенков цвета и тона.
Наиболее характерным признаком этого вида литографии, кроме большого количества печатных форм (12-20 камней), является передача тональных и цветовых переходов комбинацией точек, нанесенных пером на гладкий камень.
Определение подлинности оттиска гравюры
При изучении листа гравюры может возникнуть вопрос о подлинности оттиска. Дело в том, что могут быть репродукции, которые легко принять за подлинные гравюры. Ведь и гравюра, сделанная вручную, или репродукция, с нее изготовленная с применением фотопроцессов, являются произведениями полиграфии и по своей природе родственны.
Очень важно уметь отличить оттиск с оригинальной доски от воспроизведения гравюры фотомеханическим способом*. Этот вопрос особенно сложен и может быть серьезным камнем преткновения для музейных работников и собирателей гравюр.
Для этой цели необходимо иметь представление о репродукционных процессах. Из них мы будем рассматривать только те способы воспроизведения, от использования которых получаются репродукции, похожие на оригинальный оттиск настолько, что их можно принять за подлинные гравюры.
Репродукционные процессы с применением растра**, дающие хорошо видимые даже в слабую лупу растровые точки, мы описывать не будем. Эти репродукции принять за оригинальную гравюру невозможно.
Нужно, однако, иметь в виду, что при недостаточном опыте можно принять за растровую точку тангир и фактуру автографской бумаги, применяемые в литографии, или даже точки, оставляемые рулеткой в гравюре на металле.
Особенно трудно отличить гравюру от репродукции, отпечатанной тем же способом, что и подлинный оттиск. Это относится к цинкографии с гравюр высокой печати, к гелиогравюре с гравюр на металле и к фототипии с литографии.
Необходимо, конечно, иметь представление и о других репродукционных процессах, используемых для воспроизведения гравюр. Очень важно знать не только современное состояние технологий, но - что даже существеннее - знать технологии, которые употребляли раньше.
Все фотомеханические репродукционные процессы имеют три этапа: фотографирование, копирование и травление.
Сначала фотографируют воспроизводимый оригинал и получают негатив или позитив в нужном размере. Обыкновенно фотографируют в натуральную величину, но если оригинал очень большой, то с уменьшением.
В наше время фотографируют обычно на пленку с готовой сухой эмульсией вертикальным фотоаппаратом с обращающей системой, благодаря которой на негативе получают прямое изображение, необходимое для того, чтобы на печатной форме было обратное изображение.
Раньше использовали мокроколлоидные пластинки на стеклах, изготовляемые непосредственно перед фотографированием, Фотографирование производилось горизонтальным аппаратом без обращающей системы, поэтому эмульсионную коллоидную пленку после экспонирования и проявления приходилось отделять от стекла и переносить ее, переворачивая, на другое стекло.
Копирование, т.е. перенос изображения на материал печатной формы, основано на способности некоторых веществ под действием света изменять свои свойства. Для этой цели применяют сирийский асфальт или обработанные двухромовокислыми солями натрия, калия или аммония коллоиды (альбумин, крахмал, желатин, рыбий клей). Под действием света асфальт теряет способность растворяться в растворителях, а коллоиды перестают набухать в холодной воде и растворяться в горячей. Травление осуществляли кислотами или хлорным железом аналогично тому, как травят офорт.
Рассмотрим вкратце технологии интересующих нас репродукционных процессов.
Цинкография. Цинкографским способом получают печатную форму высокой печати.
Для этого цинковую пластину покрывают светочувствительным слоем, который состоит из водного раствора альбумина (яичного белка) и двухромовокислого аммония. После просушки на цинк накладывают пленкой вниз негатив с перевернутой эмульсией и в специальной копировальной раме экспонируют при ярком свете дуговых ламп.
От действия света хромированный альбумин задубливается и теряет способность растворяться в воде. Таким образом, под прозрачными участками негатива, которые соответствуют черным местам оригинала, слой хромированного альбумина окажется задубленным.
После этого при желтом освещении экспонированную цинковую пластину закатывают сплошь жирной краской и проявляют под струей воды ватным тампоном. Альбумин в тех местах, где он был защищен от действия света темными местами негатива, набухает и растворяется водой, унося с собой слой краски. При этом краска останется только на местах элементов изображения.
После ретуши, состоящей из исправления изображения жирной краской и соскабливания шабером случайно оставшейся краски на пробельных местах, приступают к травлению. Типографская жирная краска, укрепленная порошком асфальта, предохраняет цинк от действия кислоты. Чтобы не подтравить штрихи, травление производят несколькими этапами, каждый раз предохраняя края штрихов. После ряда таких последовательных травлений получают нужной глубины рельеф печатной формы.
Кроме перевода изображения на цинк фотоспособом, может быть перевод непосредственно с оттиска гравюры или с оттиска на специальной, так называемой переводной бумаге.
В первом случае оттиск гравюры на дереве, даже давно напечатанный, обрабатывают веществами, размягчающими краску. Затем лицевой стороной притискивают его к цинку. Краска при этом переходит на цинк. Ее укрепляют канифолью и асфальтом и травят вышеописанным способом. Оттиск, с которого делали перевод, при этом утрачивается.
Во втором случае гравюру на дереве отпечатывают на переводную бумагу. Переводная бумага покрыта слоем крахмала или желатины. С этого оттиска изображение переводят на цинк, так же как и в литографии.
Если нужно сделать перевод на цинк с гравюры на металле, то сначала необходимо перевести ее на литографский камень, после чего оттиск с камня, выполненный на переводной бумаге, переводят на цинк. Если же поступить так, как с ксилографией, то штрихи глубокой гравюры раздавятся.
Почти каждое цинкографское клише в завершение всего процесса его изготовления ретушировали. Граверы углубляли недостаточно вытравленные пробелы, подгравировывали резцами края слишком толстых штрихов, осветляли рулетками чересчур темные места. Штрихи, стравленные совсем или частично, исправлялись или выколачиванием с обратной стороны, или наплавлением паяльником, а затем штрихи гравировались штихелем заново или подправлялись.
Особенно тщательно делалось все это раньше. Теперь же, из-за погони за повышением так называемой производительности труда, на качество обращают меньше внимания.
Последняя процедура в изготовлении клише - наколачивание цинка на доску, обычно буковую, чтобы клише было одной высоты со шрифтом.
Репродукции с ксилографии и линогравюры, выполненные цинкографским способом, иногда бывает непросто отличить от оттиска с оригинальной доски. Это особенно относится к оттискам, хотя и сделанным с авторской доски, но низкого качества печати.
Признаки, отличающие цинкографию от оригинальной гравюры:
1. Концы штрихов закруглены травлением.
2. Края штрихов неровные из-за подтравок. Не нужно смешивать эти неровности с неровностями, получающимися от выдавливания излишка краски из-под гравированного штриха. В этом случае ровный край его можно заметить в натиске, за которым выступает выдавленная краска. В цинкографии же сами неровности имеют натиск.
3. Нужно иметь в виду, что в цинкографии некоторые штрихи могут быть с ровными краями и острыми концами благодаря ретуши цинкографского клише.
4. Наличие следов работы рулеткой. Этот признак встречается довольно редко, но его присутствие исключает ксилографию.
5. Иногда можно обнаружить искривление штрихов или незначительную деформацию изображения. Это происходит от неаккуратного перевертывания светочувствительного слоя после фотографирования при мокроколлоидном фотографическом процессе.
Цинкографская репродукция с гравюр глубокой печати легко отличается от оригиналов по натиску на штрихах и по типографской бумаге, на которой печатают обычно с форм высокой печати и не печатают гравюры на металле.
Трудно бывает отличить литографию карандашом, когда натиск цинкографского оттиска небольшой и его трудно обнаружить.
Почти невозможно отличить репродукцию с автоцинкографии, так как технологический процесс в обоих случаях одинаковый. Здесь могут помочь только какие-либо косвенные признаки, говорящие об авторской работе художника, например, слишком много для ретуши работы рулеткой и иглой.
Гелиогравюра. Гелиогравюрой, фотогравюрой или гальваногравюрой называли во второй половине 19 в. репродукционные процессы с применением фотографии, целью которых было получить печатную форму глубокой печати (впрочем, эти названия распространялись раньше иногда и на полученные аналогичным способом печатные формы высокой печати).
Мы рассмотрим четыре технологии гелиогравюры, к которым по сути сводятся довольно многочисленные способы изготовления печатных форм, имеющих это название.
Все эти технологии в современной полиграфии не употребляются. Объясняется это главным образом тем, что печатали гелиогравюры на металлографском станке, так же как и гравюры на металле. Производительность такой печати очень мала, даже опытный печатник за день может сделать всего 70-90 оттисков.
Для первых двух технологий гелиогравюры общим является получение печатной формы гальванопластическим способом с желатинового рельефа. Для этого покрывают толстое зеркальное стекло хромированной желатиной, затем накладывают на него негатив или перевернутый позитив (в зависимости от выбора дальнейшего процесса), снятые с оригинала. После этого экспонируют. Под действием света хромированная желатина задубливается и теряет способность набухать и растворяться в воде.
Далее по методу П. ПРЕТЧА (предложенному им в 1854 г.) стекло с экспонированной через негатив хромированной желатиной опускают в воду. Желатина в тех местах, которые были защищены от действия света темными местами негатива, набухает, и образуется рельеф с углублениями там, где в оригинале черные штрихи. С этого рельефа, после его укрепления таннином и просушки, гальванопластическим способом делали копию, которая являлась матрицей для печатной формы, снимаемой с нее тоже гальванопластически.
По методу же Э. МАРИОТА стекло с хромированной желатиной, экспонированной через перевернутый позитив, проявляют в горячей воде. На местах темных штрихов желатина растворяется и образуется рельеф с углублениями на месте штрихов. После просушки с этого рельефа гальванопластически получают печатную форму, так же как и предыдущем случае.
Технологию другого типа применил А. ДЮРАН в 80-х гг. прошлого века. Медную пластину покрывали растворенным в эфире асфальтом. После просушки ее экспонировали под позитивом. Асфальт в светлых местах позитива задубливался от действия света и терял способность растворяться в растворителях. После проявления в эфирном масле, на местах штрихов, не подвергшихся действию света, асфальт растворялся и обнажал металл. Затем медную пластину с асфальтовым покрытием на пробельных местах травили, как офорт. Кислота протравляла только штрихи, поскольку асфальт предохранял медь от кислоты.
Четвертая разновидность гелиогравюры была разработана К. КЛИЧЕМ. Этот способ репродуцирования отличается от предыдущих трех тем, что он может передавать не только штриховой оригинал (т.е. имеющий только черный и белый тона), но и оригинал с тональными переходами. По этой причине данный вид гелиогравюры продержался в полиграфической практике дольше других - до 30-х и даже 40-х гг. нашего века.
Сам процесс заключается в следующем. Перевернутый позитив экспонируют на специальную бумагу с окрашенным желатиновым покрытием, так называемую пигментную бумагу, обработанную перед этим двухромовокислым аммонием. После экспозиции пиг-
ментную бумагу, намоченную в холодной воде, притирают желатиновым покрытием к медной пластине с нанесенной на нее и приплавленной нагреванием мельчайшей асфальтовой пылью, как в акватинте. Затем медную пластину, с приклеевшейся к ней пигментной бумагой, опускают в горячую воду. В результате бумажная подложка отмокает и отходит, а хромированная желатина растворяется в тех местах, где на нее не действовал свет, т.е. там, где должны быть штрихи. Затем форму травят полуторахлор-ным железом.
Этот вид гелиогравюры даст хорошие результаты при передаче тоновых оригиналов. В таких случаях хромированная желатина в полутонах частично задубится и растворится, тем больше, чем меньше на нее в этом месте подействовал свет. Интенсивность травления здесь будет зависеть от меньшей или большей задубленности желатины. Запыленность же асфальтом при печати создаст тон, как в акватинте.
Последней стадией изготовления всех разновидностей гелиогравюр была обязательная ретушь. Гравер должен был восполнить многочисленные утраты и исправить все огрехи. Это была кропотливая и длительная работа, в процессе которой гравер проходил большинство линий штихелем или иглой.
Гелиогравюры бывают настолько близки к оригиналу, что даже специалисты, обладающие большим опытом, могут быть введены в заблуждение. Это обусловлено прежде всего тем, что в гелиогравюре создается печатная форма, идентичная печатной форме оригинала, т.е. как бы репродуцируется или, вернее, реконструируется само клише, а не оттиск. В результате мы имеем все признаки оригинального оттиска.
Чтобы не было сомнений, издатели, выпускавшие с гравюр факсимильные репродукции гелиогравюрой, ставили на обороте каждого листа штамп. Однако все равно в продаже появлялись гелиогравюры без штампов, да подчас отпечатанные на старой бумаге или бумаге, имитирующей старую. Бывали случаи, когда штампы стирали или выводили. Такие оттиски можно с полным основанием отнести к разряду подделок.
Рассмотрим признаки гелиогравюр, отличающие их от подлинных гравюр;
1. Оттиск гелиогравюры, как правило, свежий и сочный. Оттисков с истертой доски не бывает, хотя полностью исключить возможность печати с утомленной доски, конечно, нельзя.
2. Бумага плотная, машинной отливки, т.е. типичная эстампная бумага конца 19 в. Но известно, что бывали случаи использования старой бумаги.
3. Штрихи, воспроизведенные гелиогравюрой, обычно имеют много дефектов: тонкие линии не прорабатываются совсем, линии более толстые имеют много разрывов. Эти дефекты устраняли подгравировкой, а недостающие линии гравировали заново. Такие догравировки можно увидеть в сильную лупу. Главным образом, это как бы нанизанные на тонкую игловую линию ретуши отдельные фрагменты испорченного штриха. Сильно отличаются и вновь награвированные линии от воспроизведенных.
4. Штрихи репродукции имеют тупые концы, как в офорте. Поэтому в гелиогравюре с резцовой гравюры, при плавном течении резцовой линии бросается в глаза чужерод-ность тупого офортного конца. Однако нужно иметь в виду, что в каждой гелиогравюре имеются острые концы у штрихов, награвированных в процессе ретуши.
5. Второстепенные детали изображения, а также рамки, картуши, гербы и подобные им детали обычно мало ретушировались или не ретушировались вообще, поэтому при рассматривании в лупу видна разница ретушированных и неретушированных участков листа. На таких деталях легко заметить все утраты при репродуцировании.
6. На гелиогравюре внизу под рамкой листа могут быть надписи, награвированные при издании гелиогравюры. Эти надписи своей подлинной награвированностью резко отличаются от воспроизведенных текстов репродуцируемой гравюры. Не нужно только путать их с издательскими надписями при переиздании подлинных гравюр. Они выглядят более свежими против старых, уже истертых надписей.
7. Углы, получающиеся при перекрещивании линий, скруглены и нечетки.
8. В местах скопления линий образуются сплошные затеки и краска лежит как бы засохшей коркой, плоской сверху, тогда как в свежем оригинальном оттиске при косом освещении можно увидеть на краске рельеф близко друг к другу награвированных линий.
9.Линии имеют рваные боковые кромки, а зачастую выступы и отростки, видимые при большом увеличении. Это относится главным образом к гелиогравюрам, сделанным по
методу Клича. В данном случае неровности обусловлены акватинтным зернением доски.
10. Гелиогравюры с больших оригиналов делали с уменьшением. Это уменьшение чувствуется в необычной для данного вида гравюры частоте линий и мелкости деталей.
Перечисленные признаки в анализируемом листе могут быть обнаружены не все и не В одинаковой степени. При решении вопроса о подлинности гравюры нужно уметь беспристрастно взвесить все «за» и «против» и сделать правильный вывод.
Фототипия. Фототипия занимает после гелиогравюры, пожалуй, второе место по точности передачи оригинала.
Технологический процесс фототипии основан на свойстве хромированной желатины терять способность набухать в воде после действия на нее света.
На толстую стеклянную пластину (а иногда из какого-либо другого материала) наносят слой хромированной желатины. На него кладут перевернутый негатив и экспонируют. После проявления холодной водой и просушки слой желатины обрабатывают раствором глицерина и поваренной соли или аммиака в воде. В результате слой желатины приобретает способность принимать жирную краску только в тех местах, которые были под действием света, и наоборот, места набухшей увлажненной желатины будут отталкивать краску тем больше, чем меньше было света в этих местах. Получится плоская печатная форма, аналогичная литографскому камню. Печатают фототипии на станках, близких но устройству литографскому станку.
Этот способ воспроизведения, несмотря на очень высокое качество изображения, используют редко по экономическим соображениям. Форма быстро изнашивается, и хороших оттисков можно получить лишь около тысячи экземпляров. Правда, в последнее время достигались и более высокие тиражи, но за счет качества.
Отличить фототипию от оригинальных оттисков гравюр на металле и тем более ксилографии большого труда не представляет. С литографией в этом отношении могут быть сложности, так как этот способ воспроизведения тоже принадлежит к плоской печати. Правда, литографии репродуцировали фототипией довольно редко.
Признаки фототипии:
1. Характерная, очень мелкая фактура, как бы грануляция, фототнпного зерна в виде
мелких точек неправильной формы и червеобразных коротких линий. Иногда, в темных местах, эта фактура похожа на акватинтную. Рассматривать оттиск нужно в сильную лупу, обращая особое внимание на светлые места изображения.
2. Отсутствие всякого натиска, как в литографии.
3. Наличие черных плоскостей с ровной, поблескивающей на отсвет зернистой поверхностью.
4. В фототипиях с автолитографий обычно чувствуется некоторая размытость пятен и штрихов, четких в литографских оттисках. При большом увеличении видно, что размытость имеет фактуру фототипного зерна.
5. В репродукциях со старых гравюр на металле и ксилографии штрихи имеют изъеденные фототипным зерном края. Это же зерно отдельными точками может быть и между штрихами.
Фотолитография и офсет. Кроме трех вышеназванных способов воспроизведения, представляющих особенные затруднения при определении подлинности гравюр, следует сказать о фотолитографии и офсете.
Фотолитография - это литография, в которой изображение перенесено фотоспособом с помощью хромированного альбумина. Для этого на литографский камень наносят слой хромированного альбумина. Затем экспонируют перевернутый негатив. Экспонированный камень закатывают жирной краской
и проявляют горячей водой. Там, где альбумин не задубился от действия света, т.е. на пробельных местах, он растворяется и вместе с краской сходит. Далее камень с изображением обрабатывают, как обычную литографию. В полиграфии сейчас употребляют для этой цели не камень, а цинковые или алюминиевые пластины, что дает возможность применять ротационную печать.
Офсет относится также к плоской печати. Суть его заключается в том, что краска с печатной формы
переносится сначала на резиновое полотно, натянутое на барабан, а затем с него отпечатывается на бумагу. В настоящее время это осуществляется исключительно в ротационных печатных машинах.
Печатной формой для офсета служит обычно фотолитография, с той только разницей, что изображение на ней должно быть прямым. Это значит, что экспонируют прямой, а не перевернутый, как в фотолитографии, негатив.
Репродукцию гравюр высокой печати фотолитографским способом и, следовательно, офсетную репродукцию тоже легко отличить от подлинного оттиска. Вот признаки этих репродукций:
1. Отсутствие натиска, как во всякой литографии.
2. Штрихи гравюры имеют неровные края и тупые концы, очень похожие на воспроизведенные цинкографией.
3. Спецификой офсетного оттиска иногда является малая насыщенность цветного пятна и некоторая размытость его края. Следует, однако, оговориться, что при высококачественной офсетной репродукции этих недостатков может не быть.
Гальванопластика. Необходимо сказать о гальванопластических копиях. Собственно говоря, гальванокопия - это не репродукция. Суть процесса состоит в том, что гальванопластическим способом делается точная копия печатной формы гравюры. Чаще всего гальванокопии делали с ксилографии, но изготовлялись они и с гравюр на металле.
Для получения гальванокопии сначала оттискивают оригинальную доску на каком-нибудь мягком материале. Обычно для этой цели употребляют смесь воска, стеарина и графитного порошка. В современной полиграфии стали применять для этого разогретую пластмассу, что малопригодно для деревянной торцовой доски, так как нагрев и большое давление часто портят доску.
Полученную таким образом матрицу натирают графитным порошком и наращивают на нее гальванопластическим способом медный слой нужной толщины. После этого гальванокопию заливают с обратной стороны гартом.
Гальвано стали употреблять с середины 19 в. для размножения ксилографских досок, сохранения оригинальной формы и увеличения тиражности.
В советской полиграфии гальвано с гравюр на дереве широко использовались с середины 30-х гг. и до недавнего времени.
Гальвано можно применять в ротационной печати, что расширяет область использования ксилографии в книжном деле. Правда, оттиски, полученные в ротационной печатной машине, значительно хуже по качеству, чем на плоских машинах и тем более на тигельных.
Оттиски, полученные на ротационной машине, можно отличить по небольшой сдви-нутости, видимой в лупу, и сероватой печати из-за плохой бумаги, применяемой в таких изданиях. На ротационную печать указывают большие тиражи книги, приводимые в выходных данных (100 000 и более экземпляров).
Оттиски с гальвано практически не отличаются от оттисков с оригинальной формы, поэтому в собирательской практике их можно приравнять к тиражным оттискам с оригинальной доски.
Гальвано в некоторых случаях делали и с гравюр на металле. Их также трудно отличить от оригинальных.
Часто размер пластины гальванокопии с гравюры на металле не совпадает с размером оригинальной формы. Поэтому, если мы знаем размер оригинальной гравюры, то по тиснению, оставленному краем гальвано, можно судить о подлинности листа, хотя надо иметь в виду, что иногда оригинальную доску в последующих изданиях уменьшали. Оттиск с гальвано может быть вообще без вдавленности от края формы, в случае если пластина с гальванокопией превышала размеры листа бумаги.
Морфология листа гравюры
Кроме признаков технологии изготовления доски, оттиск гравюры несет в себе много другой информации, в которой необходимо уметь разбираться.
Начнем на этот раз с гравюр на металле, так как многое из того, что нужно сказать о них, относится и к другим видам гравюры.
Самое первое, что мы видим, рассматривая лист гравюры, это прямоугольник, в котором находится изображение (в редких случаях могут быть и другие формы: круглые, овальные, многоугольные). Изображение может иметь обрамление, чаще всего линейное, но иногда и орнаментальное, аллегорическое или какое-либо другое.
Изображение окружено вдавленностью от доски. В старых 1равюрах оно доходило большей частью до самого края доски. В 19 в. предпочитали помещать изображение в середине доски, оставляя довольно широкие поля. За пределами доски также оставались поля. Поля в прежнее время, как правило, обрезали до натиска доски, а иногда и до самого изображения. Делали это и потому, что поля изнашивались, и потому, что того требовали вкусы собирателей. Вообще старый оттиск с полями - вещь чрезвычайно редкая и очень высоко ценится собирателями.
Следующее, на что мы обращаем внимание, - это наличие на листе разных награвированных надписей.
Часть надписей относится к авторству гравюры и состоит из фамилии и сокращений слов, указывающих на участие в создании гравюры. Слова эти обычно на латинском языке, но иногда и на языке той страны, где издана гравюра. Поэтому для атрибуции гравюры надо прежде всего знать значения этих слов и их сокращений. Приведем их здесь.
Обозначения граверов:
fecit, fec, f - гравировал, делал
sculpsit, sculp, sc - вырезал
incidit, inc, in - вырезал
grave, grav, gr - гравировал (франц., нем., англ.)
sticheln, stich, st - вырезал (нем.)
pinxit, pinx, pin - писал красками
inventor, inv, in - изобретатель, изобрел
delineavit, delin, del - рисовал
Обозначения издателей:
excudit, exc, ex - издал, изготовил, выпустил
direxit, dir - выпустил издание, руководил изданием
formis, form - издатель
Обозначения печатников, владельцев печатных мастерских:
impessit, imp - исполнил, выполнил
imprimeur, imp - печатник
Кроме этих обозначений, рядом с фамилией могут быть такие слова и обозначения:
anno - по, после (итал.)
d¢apres - после (франц.)
bis - повторил (франц.)
Указания на привилегии:
Cum Priv. Sac. Coes Maj, C.P.S.C.Maj, CPSCM
Cum Gratia Privil. Sac. Coes Maj
Cum Privil. Regis