Мир детства понятие и современные проблемы. Луцева И.Ю

Мода и стиль
  • Глава 2. Ключевые принципы Региональной стратегии
  • Раздел 2. Семейная политика детствосбережения
  • Глава 3. Краткий анализ ситуации
  • Глава 4. Основные задачи Региональной стратегии
  • Глава 5. Первоочередные меры реализации Региональной стратегии
  • Глава 6. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
  • Глава 7. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
  • Глава 8. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
  • Глава 9. Ожидаемые результаты реализации Региональной стратегии
  • Раздел 3. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
  • Глава 10. Краткий анализ ситуации
  • Глава 11. Основные задачи обеспечения доступности и качества образования
  • Глава 12. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
  • Глава 13. Меры, направленные на поддержку талантливых детей и молодежи
  • Глава 14. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
  • Глава 15. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
  • Глава 16. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
  • Глава 17. Ожидаемые результаты обеспечения доступности и качества образования, информационной безопасности детей
  • Раздел 4. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
  • Глава 18. Краткий анализ ситуации
  • Глава 19. Основные задачи создания дружественного к ребенку здравоохранения
  • Глава 20. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
  • Глава 21. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
  • Глава 22. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства
  • Глава 23. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания
  • Глава 24. Ожидаемые результаты создания дружественного к ребенку здравоохранения
  • Раздел 5. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
  • Глава 25. Краткий анализ ситуации
  • Глава 26. Основные задачи создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства
  • Глава 27. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Глава 28. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Глава 29. Ожидаемые результаты обеспечения равных возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
  • Раздел 6. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
  • Глава 30. Краткий анализ ситуации
  • Глава 31. Основные задачи создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
  • Глава 32. Меры, направленные на реформирование законодательства Свердловской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей
  • Глава 33. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
  • Глава 34. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, специальных учреждениях закрытого типа и после их освобождения
  • Глава 35. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
  • Глава 36. Ожидаемые результаты создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
  • Раздел 7. Дети - участники реализации Региональной стратегии
  • Глава 37. Краткий анализ ситуации
  • Глава 38. Основные задачи участия детей в реализации Региональной стратегии
  • Глава 39. Первоочередные меры участия детей в реализации Региональной стратегии
  • Глава 40. Ожидаемые результаты участия детей в реализации Региональной стратегии
  • Раздел 8. Механизм реализации Региональной стратегии
  • Глава 1. Основные проблемы в сфере детства

    Основными проблемами в сфере детства являются:

    1) недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

    2) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

    3) распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

    4) низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

    5) неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

    6) социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

    7) нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

    8) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

    Глава 2. Ключевые принципы Региональной стратегии

    Ключевыми принципами Региональной стратегии являются:

    1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Свердловской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

    2) защита прав каждого ребенка. В Свердловской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимых мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

    3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Свердловской области должны развиваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

    4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Свердловской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

    5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Свердловской области необходимо продолжить внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

    6) особое внимание уязвимым категориям детей. В Свердловской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо продолжать внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

    7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Свердловской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо развивать условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

    8) партнерство во имя ребенка. В Свердловской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

    Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

    Региональная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, утверждена 15 февраля 2012 года и включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

    Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.

    Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

    Не надо идеала

    С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

    А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

    Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

    Профилактические меры

    Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

    1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

    Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

    С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную, а не «займись же чем-нибудь!».

    2. Отсутствие запретного плода

    Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

    Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

    3. Последовательность

    Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

    И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

    Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

    Марина Беленькая

    Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

    Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

    Негативизм - такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

    Упрямство - такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

    Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

    Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, - еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

    Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) - период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) - совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность - учебная.

    Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

    Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

    В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки.



    Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная - Е. Е.Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза - Л.С. Выготский).

    Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:

    а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, - «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);

    б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;

    в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);

    г) признаки созревания влечений;

    д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.

    Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица­ния - В.Е. Смирнов; негативистическая - В. Вилингер; протеста, против отцов - Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская - М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения - В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).

    Л.И. Божович , изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.

    Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.

    Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.

    Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):

    Внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;

    Социальной ситуацией развития;

    Типом ведущей деятельности;

    Мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;

    Половозрастными и индивидуальными особенностями.

    Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами - периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

    На­ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций.

    Например: 1,5-3 года - речь; 3-6 лет - восприятие, мышление, воображение и др.; 5- 6 лет - координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики.

    Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.

    Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.

    Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.

    ЗАДАНИЯ

    1. Составьте обобщенную таблицу приведенных в параграфе вариантов возрастной периодизации. Сделайте общий вывод.

    2. Охарактеризуйте основные возрастные кризы.


    Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской природы.

    На протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый.

    Показателен в этом плане диалог отца с сыном в одном из древнеегипетских источников. Отец недоволен школьными успехами сына и выговаривает ему в том духе, что, например, осел - животное, ему объясняют, что от него хотят, на человеческом языке, и он в конце концов понимает, что ему требуется делать, а сын - человек, и как это он не может понять объяснение учителя, который разговаривает с ним на его же, человеческом языке.

    У народов, живущих на стадии родоплеменных сообществ, детство очень короткое - в 8-11 лет (у разных народов) после обряда инициации ребенок становится полноправным членом племени. Во многих культурах на протяжении многих веков существовала инфантицида - разрешенное уничтожение детей. В мифах древности нет детских персонажей. Ребенок не является предметом духовной культуры. Исключение составляют некоторые мифологические герои, однако их детство оценивается по законам взрослого поведения. Наглядной иллюстрацией невосприятия детской специфики являются полотна средневековых авторов, на которых ребенок изображался с пропорциями взрослого, но небольшого роста. Определить, что это ребенок, можно лишь по игрушке, яблоку в руках или другим деталям принадлежности к детству.

    «Открытие» детства происходило постепенно. Рассуждая о периоде детства, средневековая мысль выделяла черты, присущие всем детям вообще: восприимчивость, греховность и неразумность, и особенные, присущие разным этапам детства и разным индивидам.

    Положительной чертой детского возраста считалась его по сравнению со всеми другими возрастами восприимчивость к воспитанию.

    Филипп Наваррский в сочинении «Четыре возраста человека» утверждал, что детский возраст является фундаментом жизни, а на хорошем фундаменте можно построить большое и хорошее здание.

    Значительный вклад в изменение отношения к детству был сделан Эразмом Роттердамским (1467-1536). В процессе воспитания ребенка, считал он, надо учитывать возраст и не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры.

    Воспитателю необходимо как можно раньше распознать склонности и способности ребенка и опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

    Он утверждал, что внутренний Мир ребенка - это божественный мир и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

    Научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться только во второй половине XIX в. на основе утверждения самоценности ребенка, его включения в гражданско-правовое и моральное сообщества, предоставлявшие детям юридические и нравственные права.

    Но лишь в XX в. возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену и формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную и духовную сферы.

    Именно в это время усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства, в том числе о праве ребенка на игру и игровое сознание, имеющие особую роль в развитии человека и общества в целом.

    В связи с этим перед философско-педагогической антропологией встали специфические вопросы:

    1. если особенности природы ребенка обусловлены его возрастом, то какова взаимосвязь между детством и общей природой человека;

    2. выражает ли детская природа изначальную сущность человека или человеческие свойства приобретаются в процессе ин­дивидуальной социализации и воспитания;

    3. допустимо ли оценивать свойственные детям искренность, открытость, доверчивость и другие черты как нравственно идеальные качества человека;

    4. состоит ли задача воспитания в сохранении и укреплении этих черт или состояние «мораль­ной невинности» характеризует нравственный инфантилизм личности?

    Понятие детства на современном этапе связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни с набором доступных для него видов и форм деятельности - так определяют детство историки.

    Психологи трактуют детство как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».

    В.А. Сухомлинский считал, что детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

    Известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни.

    Педагоги-гуманисты подчеркивали, что понимание сверхценности взрослой жизни приводит к выводу о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребенка к миру взрослых.

    Адаптация, основанная на полном повиновении, ведет, в конечном счете, к отрицанию личности ребенка.

    Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности: детские дома Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла, новая французская школа С. Френе, свободная школьная община в Виккерсдорфе Г. Вине-кенаидр.

    По мнению выдающихся, педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребенка.

    Педагогигуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства и потребностей ребенка.

    В современном, российском законодательстве права ребенка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности.

    Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.

    Отмечается, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми и нуждаются в специальной охране и защите.

    Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые права для детей и нормы их обеспечения для всех детей в целом, и в частности для детей, лишенных по разным причинам родительского внимания и заботы.

    Права ребенка представлены в "Конвенции ООН - международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

    Появление Конвенции сыграло определенную роль в процессе гуманизации образования.

    Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчеркивает, что детство - это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, но именно в детстве человек наименее защищен и нуждается в помощи и поддержке старших.

    Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия.

    Ребенок имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых.

    В Конвенции подробно излагаются права детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за пра­вонарушения.

    Важное место занимают статьи о защите детей от эко­номической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

    Особое место в Конвенции уделено проблеме школьной дисциплины.

    Подчеркивается необходимость дисциплины для безопасности детей, привлекается внимание к мето­дам ее достижения.

    В нескольких статьях речь идет о равных старто­вых возможностях детей в процессе получения образования, которое должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям собственной страны, а также к другим цивилизациям.

    В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребенка:

    1-я группа прав - «социальная подсистема» - представляет права ребенка на более высокий социальный статус.

    Сюда отнесены права детей на равенство с взрослыми в обсуждении общих проблем, на участие в рассуждениях и приговорах себе, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых (самодурства и деспотизма).

    Право на защиту своего здоровья, на тайну и на отклонения тяжелой работы роста, на самоуправление, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на уважение сегодняшнего дня и текущего часа (ребенок живет сегодня, и он ценен как индивидуальность именно сегодня).

    2-я группа прав - это физическая, или «средовая». Включает в себя требования контроля над окружающей ребенка средой.

    3-я группа прав - «личностные права», связанные с внутренней жизнью ребенка, носящие субъективный характер.

    Главное из них - право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности - речь идет о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт или приводить в соответствие с целями, которые поставили перед собой взрослые.

    Признавая право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель создает условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание.

    Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

    • - внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;
    • - социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
    • - повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;
    • - укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;
    • - медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;
    • - взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

    В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

    Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

    Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

    Для решения этой проблемы создаются государственные учреждения - территориальные центры социальной помощи семье и детям, в состав которых входят отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

    Льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, для детей-инвалидов: ежемесячная денежная выплата за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; набор социальных услуг, включающий в себя следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; скидка не ниже 50% оплаты жилья и коммунальных услуг; обеспечение жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (с учетом льгот) - в первоочередном порядке.

    Другие льготы для семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливает субъект Федерации.

    В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно основываться на принципах уважения прав и законных интересов несовершеннолетних; законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних; ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; взаимодействия с семьей в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гласности в деятельности учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации; государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям. Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего, в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Проводится патронаж социально-неблагополучных семей с целью определения необходимой помощи оказания социальных и психологических консультаций специалистами.

    Современная статистика свидетельствует о росте числа безнадзорных и беспризорных детей - детей, которые брошены своими родителями. Однако брошенными могут быть не только дети, живущие на улице, в приюте или детском доме. Это не всегда дети алкоголиков, наркоманов, людей, находящихся за решеткой. Зачастую брошенными оказываются дети из весьма, казалось бы, благополучных семей, дети преуспевающих, социально успешных родителей. Конечно, в таких семьях речь не идет об отсутствии физической заботы и неудовлетворении витальных и материально-бытовых потребностей ребенка, как в случае детей-беспризорников. Эти дети брошены в психологическом смысле. Но так же, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви, им не уделяется внимание как личностям, их потребности в ласке и эмоциональном контакте игнорируются.

    У родителей не хватает денежных средств и ответственности, а брошенные дети лишены будущего. Ребенок, оставшийся без родителей, проходит через целый ряд казенных учреждений: больницу, дом малютки, детский дом, школу-интернат и т.п. Лишенный родного дома, родительской ласки, он регулярно переживает еще и дополнительные психологические травмы, когда его заставляют менять обстановку, коллектив. В нем укрепляется чувство непрочности и необязательности окружающего мира, его законов. Выпускники детских домов, как правило, оказываются неготовыми к взрослой жизни из-за того, что привыкли, что за них все делают и решают воспитатели, и теряются, когда нужно проявить самостоятельность. Естественно, что чем раньше ребенок, оставшийся без попечения родителей, окажется "обустроен" в этой трагичной, совершенно незнакомой ему жизненной ситуации, тем успешнее во всех отношениях сложится его дальнейшая судьба. Например, в США действует закон, согласно которому ребенку, оказавшемуся без родительской опеки, не более чем по прошествии одних суток должна быть предоставлена такая форма устройства, которая в максимально возможной степени "компенсировала" бы потерю родных родителей.

    Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества в целом к детям-сиротам, особенно к социальным сиротам. В общественном сознании сложились ошибочные стереотипы, мешающие возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что большинство сирот - это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные, "социально опасные" и неисправимые.

    Огромную помощь в изменении существующих в обществе взглядов на эту проблему могут оказать средства массовой информации.

    С целью совершенствования государственной поддержки семьи, материнства и детства курсовая работа предлагает следующую программу:

    • 1. Регулярно осуществлять систематическую внешнюю оценку действенности государственной поддержки семьи, материнства и детства, используя методы: опросы населения, финансовый и административный мониторинг государственных и муниципальных социальных программ.
    • 2. Выработать систему адресного подхода по оказанию семьям, действительно нуждающимся в помощи, через создание базы данных о положении конкретных семей, определение их статуса на основе комплекса критериев, а не только по показателям уровня дохода семьи.
    • 3. Разработать и принять Закон о многодетной семье, включающий семьи с тремя несовершеннолетними детьми в категорию многодетных, по примеру соседних республик.
    • 4. С целью оказания помощи семьям с детьми и улучшения демографической ситуации в регионе целесообразно расширить сеть негосударственных дошкольных учреждений с использованием традиционных и новых форм дошкольного образования.
    • 5. Бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальную застройку, кредитование на строительные материалы, строительство социального жилья.
    • 6. Предложить учреждениям социального обслуживания семей с детьми расширить ассортимент услуг, оказываемых семьям с разным уровнем достатка, с целью направления доходов на развитие детей из малоимущих семей.
    • 7. Существенную помощь в учете государственных форм поддержки семьей с несовершеннолетними детьми окажет внедрение информационных технологий в систему адресной социальной защиты населения с объединением в единое информационное пространство базы данных различных министерств и ведомств республики и внедрение современных технологий обслуживания по принципу "единое окно".

    Итак, в заключение второй главы хотелось бы отметить следующие моменты:

    • - в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
    • - органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
    • - в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.

    I. Введение

    Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

    В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).

    Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

    В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

    Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

    В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

    Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

    По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

    Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

    Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

    Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

    Основные проблемы в сфере детства

    Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

    Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

    Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

    Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

    Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

    Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

    Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

    Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

    II. Семейная политика детствосбережения

    Краткий анализ ситуации

    Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году.

    Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

    Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2011 году).

    Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

    Основные задачи

    Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

    Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

    Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

    Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

    Первоочередные меры

    Разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики.

    Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.

    Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".

    Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.

    Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.

    Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

    Содействие реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".

    Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

    Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства.

    Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

    Ожидаемые результаты

    Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.

    Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

    Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

    Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

    Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

    Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

    Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

    Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

    Краткий анализ ситуации

    Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

    Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

    Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

    Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.

    Таким образом, создаваемая общероссийская система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

    Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий. Так, в 2012 году планируется внедрение электронной системы тестирования на экзамене по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а на экзамене по иностранному языку - устного компонента, как это предусмотрено федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. При этом предполагается учитывать опыт апробации аналогичных форм проведения экзаменов по данным предметам в ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена.

    Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:

    дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;

    дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;

    отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;

    несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

    Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

    Основные задачи

    Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

    Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

    Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Создание общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

    Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

    Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

    Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

    Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.

    Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.

    Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

    3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования

    Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

    Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

    Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

    Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.

    Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.

    Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

    Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

    Обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами.

    Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

    Ожидаемые результаты

    Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.

    Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.

    Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

    Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).

    Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

    Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.

    Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе.

    Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

    Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.

    Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.

    Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.

    Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.

    Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

    Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

    Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.

    Краткий анализ ситуации

    На начало 2011 года в 37 субъектах Российской Федерации показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации, только в 22 регионах работали перинатальные центры. В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медико-социальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья.

    Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.

    Основные задачи

    Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

    Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.

    Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.

    Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

    Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

    Ожидаемые результаты

    Снижение показателей младенческой и детской смертности.

    Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.

    Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.

    Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.

    Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

    Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

    Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

    Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.

    Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    Сокращение числа подростковых суицидов.

    Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

    Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

    Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

    Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

    Краткий анализ ситуации

    К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.

    Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.

    Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на 42 процента за последние пять лет; в 2011 году - на 105,7 тыс. детей). Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.

    Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.

    На начало 2011 года в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. При этом многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи.

    Более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома-интернаты).

    Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, "перенаселенность" воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов.

    Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей (более 5,6 тыс. детей) и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей (около 10 тыс. детей, выявляемых ежегодно): до момента установления ВИЧ-статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев - к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства.

    В результате реализации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" комплекса мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции частота ее реализации сократилась до 6 - 8 процентов, но это не является удовлетворительным результатом.

    Недостаточно обеспечена защита рожденных детей от вертикальной передачи ВИЧ-инфекции вследствие неполного охвата ВИЧ-инфицированных матерей соответствующей лекарственной помощью, а также не исключена передача вируса в период грудного вскармливания ребенка.

    Основные задачи

    Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.

    Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.

    Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

    Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

    Ожидаемые результаты

    Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов.

    Увеличение числа субъектов Российской Федерации, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).

    Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

    Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.

    Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.

    Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты.

    Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

    Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

    Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.

    Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

    Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.

    Краткий анализ ситуации